ПОРЯДОК ОПЛАТЫ СУДЕБНОГО СБОРА ЗА ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИИ

В соответствии со ст. 40-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), судебный сбор в производстве по делу об административном правонарушении, в случае вынесения судом (судьей) постановления о наложении административного взыскания, оплачивается лицом, на которое наложено такое взыскание. Размер и порядок оплаты судебного сбора устанавливается Законом Украины «О судебном сборе».

В то же время, согласно ст. 288 КУоАП указано, что лицо, которое обжалует постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.

То есть, на законодательном уровне одновременно закреплено освобождение от оплаты государственной пошлины и установлена необходимость оплаты судебного сбора лицом, в отношении которого судом вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

В то же время, Постановлением Верховного суда от 18 марта 2020 г. по делу № 543/775/17 Большая Палата Верховного Суда отступила от прежней правовой позиции касательно оплаты судебного сбора и указала, на то, что: «Действующее законодательство содержит ставку судебного сбора, которая подлежит оплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы по делу об обжаловании постановления об административном правонарушении и дальнейшем обжаловании истцом и ответчиком судебного решения».

То есть, согласно указанной правовой позиции Большой Палаты Верховного Суда, платить судебный сбор за обжалование постановления об административном правонарушении — необходимо.

Таким образом, по делам об обжаловании постановлений об административном правонарушении в понимании положений статей 287, 288 КУоАП, как и по другим делам, которые рассматриваются судом в порядке искового производства, следует применять статьи 2-5 Закона Украины «О судебном сборе», которые льготы за подачу искового заявления, соответствующих жалоб в этих правоотношениях не предусматривают.

Учитывая необходимость одинакового подхода в определении размера судебного сбора, подлежащего применению по делам о наложении административного взыскания, за подачу искового заявления подлежит оплате судебный сбор, который составляет 0,2 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Учитывая тот факт, что правовая позиция Большой Палаты Верховного Суда должна обязательно    учитываться судами, в силу ч. 5 ст. 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, теперь за подачу апелляционной жалобы необходимо платить судебный сбор в размере 150% ставки, которая оплачивалась при подаче искового заявления.

При таких условиях, обжалование постановлений о наложении административного взыскания является экономически нецелесообразным. В то же время, если постановление о наложении взыскания является противоправным, оспаривать его стоит и нужно с целью восстановления нарушенных прав и доказательства отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.